В этом году во время фестиваля в стране Небывалии оказалось около 180 человек… Что это значит?
В небольшом театральном классе зрители и артисты оказались в пространстве, которое невозможно ограничить четырьмя стенами. Это пространство волшебное: каждый приходящий в него человек приносит с собой простор! Это простор его души, его внимательного сердца, которое разделит вашу радость, заботу и вашу боль.
Дети и родители, ученики и учителя, артисты и зрители смотрели и видели, как удивительно сплетаются нити судеб героев, тематический рисунок пьес и стихотворений в живой ткани сценического творчества. В литературной композиции Т.Б. Чебоксаровой «Каждый настоящий стих – прикосновение к истинной вечности» мы увидели «главы» из истории жизни и творчества Зинаиды Миркиной.
В спектаклях «Зой и Зоя» Н.В. Жугановой и «Он живой и светится» И.А. Ильиной ученики 4 «Д» и 5 «А» классов нашей школы показали, как необходимы нам свет и тепло.
В сказке З.Миркиной «О чуде или Золотой Флейте» в постановке Д. Чернышевской – удивительная мелодия Флейты сотворила чудо согласия, единого дыхания природы и человека, основанного на доверии.
Спектакли по сказке З. Миркиной «Белый заяц» учеников МАОУ СОШ 25 с УИОП (руководитель театральной группы «Новый театр» Т.Г.Французова) и учеников Православная гимназия (учитель начальных классов Н.Ю. Дробот и воспитатель Е.А Стасева) снова встретили нас с любимыми героями: Девочкой, играющей на скрипочке, Зайцем и, конечно, волком, который сумел стать Другом. Одна сказка, но какие разные спектакли! Удивило и порадовало художественное оформление спектакля школы №25. Выветренность сценического пространства и проникновенность актёрской игры погрузили зрителей в мир мелодии скрипочки: «Всё хорошо…». Выступление первоклассников Православной гимназии захватило внимание зрителей своей непосредственностью детской игры и верой в волшебное превращение…
Литературная композиция по мотивам произведений В.Осеевой в постановке М.А. Гариной доказала на примере простых школьных историй, исполненных учениками 5 «Б» и 8 «А» классов, что «свет есть любовь», а музыкально-поэтическая композиция учащихся 50 школы им. М.А. Булатова «Путешествие по стране Небывалии» (педагоги: В.В. Карабаджак, С.О.Гриненко, Е.В.Огурцова прозвучала проникновенными стихами З.Миркиной и праздничным фейерверком детской поэзии, танца и песни.
«Хрустальные сны» в постановке И.С. Салаевой, педагога дополнительного образования МБУДО «Центр развития творчества» г. Советска, определили границы между сном и явью, реальностью и выдумкой, в которых живут дети, любящие театр, и люди, не отличающие сказку от были.
Этим спектаклем и завершился первый день XVII межмуниципального фестиваля детского театрального творчества «Негасимые огни».
5 марта, на 2-ой день Фестиваля, творческий диалог продолжили десятиклассники нашей школы и участники театральной студии лицея №18 г. Калининграда. На сцене были показаны кукольный спектакль по стихотворению С. Чёрного «Рождественское» (постановка и оформление С. Жежелевой) и игровые спектакли: «У самого моря, у самого Бога» (или Князь Мышкин в сказке, которая и есть настоящая правда) З. Миркиной (режиссёр Г.М. Рудович) и «Что вы делали вчера вечером?» по мотивам пьесы современного драматурга Д. Данилова (режиссёр С.Ю. Афанасьева).
Все три спектакля очень разные и по содержанию, и по стилистике. Театр марионеток сделала Софья Жежелева, нарисовав героев стихотворения Саши Чёрного, ребята помогли прикрепить нити к куклам и освоили их «вождение». Фонограмма мультфильма И. Кодюковой озвучила представление. И откровение поэта по-детски зачаровало и малышей, и взрослых, находившихся в зрительном зале своей чудо-простотой ласкового света.
Медленный, текучий темп короткого спектакля по сказке З.А. Миркиной, погружал зрителей в атмосферу тихого раздумья и созерцания жизни внутри себя и вовне, цветовое и пластическое решение спектакля помогало лаконично обрисовать характеры главных героев, а музыка А. Пярта и скрипки – состояние их души. Душевность, искренность интонаций Тимофея Данильчука (князь Мышкин) заставляла зрителя поверить в истинность поиска ответов на тревожащие его вопросы и дарованные судьбой ответы. И мы вместе с ним обретали счастье Встречи.
Спектакль по мотивам пьесы Д. Данилова прозвучал контрастом сиюминутного вечному, актуального непреходящему. Динамичный, со скорыми переменами мизансцен и ломаным рисунком диалогов, он замкнул круг зрителя и сделал сценическое пространство единым. Оригинальность режиссёрского решения, органичность актёрского ансамбля, искренность и эмоциональность игры лицеистов поразили зрителей. А отсылки к персонажу романа «Идиот» Достоевского делали постановку ещё более интересной. Спектакль рассказывал о трагической судьбе человека, не сумевшего противостоять толпе, живущей жизнь, словно жующей жвачку. Попытка главного героя найти ответ на, казалось бы, простой вопрос: «Что вы делали вчера вечером?» — наталкивалась то на агрессию отвечающего, то на стыдливое понимание безобразия своих будничных действий, то на истерическое отталкивание самоё себя или примирительное осмысление своего взросления… Это неутомимое вопрошание героя о смысле жизни приводит его к краху: к разочарованию в человеке и даже ненависти к нему. Людская пошлость переполнила чашу его пытливого вглядывания в собеседника, и случилась трагедия. Сначала им стали пользоваться, потом он превратился в робота, а затем – чёрный силуэт в позе застывшего ужаса на стене указал на его смерть…Он не нашёл в горизонтали жизни, кружащей по одной беговой дорожке, выхода вверх. Поэтому следовала гибель…
Спектакль по сказке З. Миркиной «У самого моря, у самого Бога» показывает этот путь: он устремляется по вертикали, вверх, через бескрайние просторы моря, по золотому стволу сосны – в небо… О, если бы герой Д. Данилова (в исполнении Романа Жданова) смог задать другой вопрос! Вопрос князя Мышкина, обращённый в самую глубину души?!
Душа моя, в сей день весенний
Сумеешь ли раскрыться ты,
И вдруг понять — что явь, что бред —
Вся боль твоя иль этот цвет,
С ума сводящий вся и всех
И отпускающий нам грех?
Возможно, тогда бы он не погиб… Или воскрес, как герой Достоевского в интерпретации З. Миркиной. Но для этого необходима тихая, неземная сосредоточенность взгляда – вглядывания…
Над морем светились бескрайние зори,
А сосны стояли у самого моря.
И здесь обрывалась земная дорога —
У самого моря, у самого Бога.
Ведь некуда больше — взгляд Божий объемлет
И сосны, и море, и небо, и землю.
И здесь одного лишь душе моей надо —
Самой уподобиться Божьему взгляду.
Трагедия героя Достоевского заключается в том, что у него не хватило сил жить на глубине человеческих возможностей. Трагедия героя спектакля С.Ю. Афанасьевой – в том, что он не вышел на эту глубину. Воскресение героя З.Миркиной состоялось только потому, что он смог «уподобиться Божьему взгляду».
Человеческие страсти, кипящие вокруг него и раздирающие его сердце, оказались бессильны против всеобъемлющей, целительной силы любви. Поиск общих тем, ответов на возникшие вопросы, обмен впечатлениями у артистов и зрителей продолжился за чаем и дружеской беседой.
Так страна Небывалия, страна радостных встреч, творческих открытий, взаимных симпатий и дружеского понимания, принимала своих гостей из Калининграда, Советска, Братска, и чем больше их было, тем просторнее было сердцу.