
Международные исследования оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты международных исследований отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом.
Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.
Выделены отличительные черты функциональной грамотности:
- направленность на решение бытовых проблем;
- является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
- связь с решением стандартных, стереотипных задач;
- это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.
Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.
Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.
Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:
Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Ответственные лица за вопросы формирования функциональной грамотности обучающихся МБОУ СОШ № 1
- Приказ № 417 от 01.09. 2022 «О назначении ответственных лиц за проведение исследования по оценке функциональной грамотности с использованием компьютера в 8-х классах МБОУ СОШ № 1 в 2022 г»
Нормативно-правовые документы по организации и проведению оценки функциональной грамотности обучающихся
- Приказ Министерства образования Калининградской области № 1144/1 от 19.09.2022 «О внесении изменений в приказ Министерства образования Калининградской области от 15 августа 2022 года No 996/1»
- Приказ Министерства образования Калининградской области № 996/1 от 15.08.2022 «О проведении исследования по оценке функциональной грамотности с использованием компьютера в 8 классах общеобразовательных организаций Калининградской области в 2022 году»
- Приказ Министерства образования Калининградской области № 1097/1 от 30.09.2021 » О проведении апробации заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 6-10 классов по шести направлениям (математической, читательской, естественнонаучной, финансовой грамотности, глобальной компетентности и креативному мышлению) в общеобразовательных организациях Калининградской области в 2021 году»
- Приказ Комитета по образованию администрации городского округа «Город Калининград» № ПД-КпО-782 от 23.09.2021 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся, осваивающих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования в муниципальных образовательных учреждениях, подведомственных комитету по образованию администрации городского округа «Город Калининград»
- Приказ Министерства образования Калининградской области № 1034/1 от 20.09.2021 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся, осваивающих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования в образовательных организациях Калининградской области»
- Письмо Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Методология и критерии оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся (Утв. приказом Министерства просвещения РФ и приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 06.05.2019 № 590/219 (с изменениями от 24.12.2019 № 1718/716)))
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
- ПРИКАЗ МО «Светловский городской округ» № 97 от 19.09.2022г. «Об организации и проведении исследования по оценке функциональной грамотности с использованием компьютера в 8 классах общеобразовательных учреждений МО «Светловский городской округ» в 2022 году «
- ПРИКАЗ МО «Светловский городской округ» № 93 от 11.10.2021г. О назначении ответственных за проведение апробации заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 6-10 классов общеобразовательных учреждениях МО «Светловский городской округ» по шести направлениям (читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление)
- ПРИКАЗ МО «Светловский городской округ» № 88/1 от 21.09.2021 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся, освоивших программы начального общего, основного и среднего общего образования в общеобразовательных учреждениях МО «Светловский городской округ»
- МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ПЛАН мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности у обучающихся общеобразовательных учреждений на 2021-2022 учебный год
Локальные документы
- Приказ № 503 от 22.09. 2022 О внесении изменений в приказ директора МБОУ СОШ № 1 от 01.09.2022 г. № 417 «О назначении ответственных лиц за проведение исследования по оценке функциональной грамотности с использованием компьютера в 8-х классах МБОУ СОШ № 1 в 2022 г.»
- Приказ № 417 от 01.09. 2022 «О назначении ответственных лиц за проведение исследования по оценке функциональной грамотности с использованием компьютера в 8-х классах МБОУ СОШ № 1 в 2022 г»
- Приказ № 306 от 01.07.2022 МБОУ СОШ № 1 «Об утверждении Плана по формированию и оценке функциональной грамотности у обучающихся МБОУ СОШ № 1 на 2022-2023 учебный год»
- Приложение к приказу директора МБОУ СОШ № 1 от 01.07.2022 г. № 306 «План по формированию и оценке функциональной грамотности у обучающихся МБОУ СОШ № 1 на 2022-2023 учебный год»
- Приказ № 480 от 22.09.2021 МБОУ СОШ № 1 «Об утверждении Плана по формированию и оценке функциональной грамотности у обучающихся МБОУ СОШ № 1 на 2021-2022 учебный год»
- Приказ № 446/1 от 08.09.2021 МБОУ СОШ № 1 «О проведении исследования по оценке функциональной грамотности с использованием компьютера в 7 классах в МБОУ СОШ № 1 в 2021 году»
- Приказ № 506 от 08.10.2021 МБОУ СОШ № 1 «О проведении апробации заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 7 и 10 классов по шести направлениям (математической, читательской, естественно-научной, финансовой грамотности, глобальной компетентности и креативному мышлению в МБОУ СОШ № 1 в 2021 году»
Отчеты о выполнении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности у обучающихся общеобразовательных учреждений на 2021-2022 учебный год
- ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ОТЧЕТ о выполнении РЕГИОНАЛЬНОГО, МУНИЦИПАЛЬНОГО и ШКОЛЬНОГО ПЛАНА мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности у обучающихся МБОУ СОШ № 1 на 2021-2022 учебный год (на 15.02.2022 г.)
- План по формированию и оценке функциональной грамотности у обучающихся МБОУ СОШ № 1 на 2021-2022 учебный год
Результаты исследования функциональной грамотности учащихся МБОУ СОШ № 1
- Анализ результатов исследования уровня функциональной грамотности обучающихся 8-х классов в 2022-2023 учебном году
- Аналитическая справка по результатам исследования сформированности функциональной грамотности у обучающихся 7 классов общеобразовательных учреждений муниципального образования «Светловский городской округ»
- Анализ результатов исследования уровня функциональной грамотности обучающихся 7-х классов в 2021-2022 учебном году по МБОУ СОШ № 1
Банк заданий по формированию функциональной грамотности»
- Электронный банк заданий по финансовой грамотности
- Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания
- Электронный банк заданий по читательской грамотности
- Электронный банк заданий по математической грамотности
- Электронный банк заданий по естественнонаучной грамотности
- Электронный банк заданий по глобальным компетенциям
- Электронный банк заданий по креативному мышлению
- Примеры заданий по математической грамотности
- Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы
Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)
- ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»
- СИПКРО
- Издательство «Просвещение»
- Банк тестов
- Московский центр качества образования
- Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник
Интернет-ресурсы:
В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся:
- Электронный банк заданий:https://fg.resh.edu.ru/.
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction. - Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.
- Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
- Функциональная грамотность в современном образовании. Сборник заданий для подготовки к международному сравнительному исследованию PISA.
- Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.
- Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
- Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
- Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.
- Вебинары Академии «Просвещение» для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся:
Финансовая грамотность:
Читательская: грамотность:
БУДЬ С ДЕНЬГАМИ НА «ТЫ»